SKOLKOVO INNOVATION CENTER, MOSCOW, RUSSIA
APRIL 16, 2019
SKOLKOVO INNOVATION CENTER, MOSCOW, RUSSIA | APRIL 16, 2019

Noninvasive and minimally invasive brain-computer interfaces for neurorehabilitation

Nikolay Pirogov
14:00 14:30

Noninvasive brain-computer interfaces (niBCI) hold promise to revolutionize our communication with computers and other external devices by making a direct link to our thoughts represented by neural activity in various brain regions. Despite decades of research, this pledge, ubiquitously present in BCI-related grant proposals all over the world, has only been partly fulfilled. Additionally, only a few of niBCI paradigms represent genuine thought-mediated communications while many merely utilize neural responses to external stimuli. Motor imagery (MI) paradigm is unique as it enables control of an external device literally by thought. However, information transfer rate of a MI-based communication channel is quite low.

Fortunately, clinical neurorehabilitation procedures are not highly demanding with respect to information transfer rate. Therefore, the most practical applications of MI-based niBCIs are in neurorehabilitation of patients with motor and sensory deficits. Robotic systems have been already developed and tested that are driven by the upper-limb motor imagery. Yet, there has been relatively little work on the application of niBCIs to the rehabilitation of lower-limb function.

In the first part of my talk, I will describe our niBCI system for rehabilitation of patients with lower-limb paralysis. This system is based on foot motor-imagery niBCI that controls the lower-limb exoskeleton Exoatlet. Aided with our niBCI, patients generate stepping movements by simply thinking about them. This is a powerful paradigm for neurorehabilitation because it synchronizes cortically-generated motor intentions with the sensory responses evoked by exoskeleton movements. Under these conditions, the central nervous system is able to plastically modify and repair damage caused by neurological conditions. We will present a live demonstration of our system, with a paraplegic patient controlling the exoskeletons by his EEG activity.

In the second part of my talk, I will discuss how electrocorticography (ECoG), a minimally invasive recording procedure, could be used to improve the performance of neurorehabilitation neuroprostheses. To this end, we have started a research program aimed on the development of invasive BCI (iBCI) for dexterous and natural control of a variety of external devices. We have achieved a considerable progress over the last year in the development of the first Russian bidirectional electrocorticography (ECoG) based iBCI. Based on this progress, we foresee that iBCI will become a powerful method for functional restoration of neurologically disabled patients, including the ones suffering from the upper and lower-limb functional deficits and even cognitive disabilities.

Следующее мероприятие в этом зале

Neural engineering

Nikolay Pirogov
14:30 15:00

Speaker

professor,
Higher School of Economics

Инновационный центр «Сколково», Москва, Россия
16 апреля 2019 г.
Инновационный центр «Сколково», Москва, Россия | 16 апреля 2019 г.

Неинвазивные и минимально-инвазивные интерфейсы для нейрореабилитации

Николай Пирогов
14:00 14:30

Неинвазивные интерфейсы мозг-компьютер (ниИМК) обещают революционизировать наше общение с компьютерами и другими внешними устройствами, устанавливая прямую связь посредством наших «мыслей», представленными нейронной активностью различных областей мозга. Несмотря на десятилетия исследований, это обещание, повсеместно присутствующее в грантовых заявках по тематике ниИМК во всем мире, было выполнено лишь частично. Кроме того, только некоторые из парадигм ниИМК представляют собой подлинные опосредованные мыслью коммуникации, в то время как многие просто используют нейронные ответы на внешние раздражители. Парадигма идеомоторных нейроинтерфейсов уникальна, поскольку позволяет управлять внешним устройством исключительно «силой мысли». К сожалению, скорость передачи информации канала связи на основе идеомоторного ниИМК довольно мала.
К счастью, клинические нейрореабилитационные процедуры не так требовательны к скорости передачи информации. Таким образом, наиболее практичным применением ниИМК на основе ИМ является нейрореабилитация пациентов с моторными и сенсорными нарушениями. Уже разработан ряд роботизированных систем, управляемых ниИМК на основе воображения движения верхних конечностей. Тем не менее, сравнительно мало исследований было проведено по применению ниИМК для восстановления функции нижних конечностей.
В первой части моего выступления я опишу разработанную нами интегрированную систему на основе идеомоторного ниИМК для реабилитации пациентов с параличом нижних конечностей. Эта система состоит из экзоскелета нижних конечностей, разработанного компанией Экзоатлет, который управляется ниИМК на снове воображения движений нижними конечностями. С помощью нашего ниИМК пациенты генерируют шаговые движения, просто думая о них. Такая парадигма позволяет повысить эффективность нейрореабилитации, так как она синхронизирует моторные намерения, отражаемые в активности коры головного мозга, с сенсорными реакциями, вызванными движениями экзоскелета. В этих условиях центральная нервная система способна более интенсивно модифицировать и восстанавливать утраченные функции. Мы представим демонстрацию нашей системы с пациентом с параличом, который приводит в движение экзоскелет нижних конечностей при помощи идеомоторного ниИМК.
Во второй части моего выступления я расскажу о том, как электрокортикография (ЭКоГ), минимально инвазивная процедура записи активности головного мозга, может быть использована для задач нейроребилитации и построения систем управления протезами. С этой целью мы запустили исследовательскую программу, направленную на разработку инвазивного ИМК (иИМК) для естественного управления прнотезами с большим числом степеней свободы. За последний год мы достигли значительных успехов в разработке первого в России двунаправленного иИМК на основе электрокортикографических измерений. Основываясь на этом прогрессе, мы предвидим, что иИМК станет мощным инструментом функциональной нейрореабилитации пациентов страдающих функциональным дефицитом верхних и нижних конечностей, а также когнитивными нарушениями.

Следующее мероприятие в этом зале

Нейроинженерия

Николай Пирогов
14:30 15:00

Спикер

Профессор,
Национальный исследовательский университет Высшая Школа Экономики.